Понедельник, 10.12.2018, 07:24
Муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение-гимназия №6 г. Кимовска Тульской области
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


       

Телефон доверия Управления ФСКН России по Тульской области 8(48722) 26-18-14 


Сведения
об образовательной организации

Учебный процесс
Учителям

Страницы учителей
Родителям

Учащимся
Вход на сайт

Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:07:24

Гость, мы рады Вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
Введите логин:


Пароль:





Уполномоченный по правам ребенка Тульской области

 

Конвенция о правах ребенка и нравственно-правовая защищенность школьника

Проблема прав ребенка, забота о его жизни, развитии, образовании и воспитании сегодня стала общечеловеческой, планетарной. Свидетельством этому является анализ принятых международным сообществом за последние десятилетия Декларации прав ребенка (1959 г.),Конвенции о правах ребенка (1989 г.) и ряда других документов. Всемирная встреча на высшем уровне (1990 г.) приняла Всемирную Декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по их осуществлению на 90-е годы. В них провозглашена приоритетность прав детей в обществе, обоснованы международные стандарты этой политики.

В целях проведения в жизнь положений, изложенных в этих документах. Президент Российской Федерации издал соответствующие Указы, а Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений. В соответствии с ними были приняты принципиально важные законотворческие решения в области охраны детства, принята Федеральная программа «Дети России», разработан Национальный план действий в интересах детей Российской Федерации и др.

В проблеме охраны детства условно можно выделить два главных аспекта: социально-правовой (принятие законодательных актов, создание разветвленной системы социальных, медицинских, образовательных, культурных и др. детских учреждений) и психолого-педагогический (создание атмосферы, стиля общения, условий для развития, воспитания творчества детей в семье, в учебно-воспитательных учреждениях и т.п.).

Многие эксперты утверждают, что правовые гарантии, закрепленные или провозглашенные в законодательстве Российской Федерации, охватывают практически все стороны жизни детей и молодежи. Однако сегодня они не соответствуют экономическим возможностям государства. Но психолого-педагогический аспект обеспечения этих актов, ориентированный на воплощение положений Конвенции о правах ребенка, гуманного к ним отношения, гармонизации его жизни в современных сложных условиях, не требуют таких затрат. Это прежде всего требует внесения новых приоритетов в наше сознание, утверждения в обществе подлинно гуманных отношений к каждому его члену, и в том числе к детям.

Реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости решительного устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самоценной личностью, имеющей свои права и обязанности. Право ребенка как нечто реальное, многими еще не воспринимается.

Это особенно важно сегодня для России, где еще многие взрослые — педагоги, медики, работники правоохранительных органов, родители и сами дети не знают Конвенции о правах ребенка. Итоги исследования, проведенного недавно в нашей стране, свидетельствуют о том, что 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами. Некоторые исследователи отмечают, что их поражает «тотальная агрессивно-обвинительная позиция некоторых педагогов по отношению к старшим подросткам». По мнению известного ученого-педагога Ш.А. Амонашвили, сегодня в школе доминирует «силовая педагогика». Известный детский врач С.Я. Долецкий ввел в научный оборот специальный термин — синдром опасного обращения с детьми (СООСД). Этот синдром проявляет свою живучесть в школе, семье, обществе. Медики утверждают, что есть заболевания детей, вызванные характером обращения с ними учителей. Например, дидактогенные неврозы, на них приходится 35-40% всех детских неврозов.

«Хотелось ли тебе сегодня идти в школу?» - с таким вопросом обратилась социологическая служба агентства ЮНП-РЕСС в 10 городах России. Оказалось, что лишь 30% подростков хотели идти в школу, а 2/3 заявили о своем нежелании посещать ее. Причины этого, отмечают подростки, — в неуважительном к ним отношении, недостаточных условиях для проявления самостоятельности.

Учитель, грубо укоряя и оскорбляя подростка за невнимание и ошибки, допущенные на уроке, унижает личное достоинство пусть маленького, но человека.

Агрессивность униженной личности взращивается сейчас, но когда она вырвется из его души взрывом, никто уже не вспомнит того урока, с которого началось противостояние.

Беда осложняется и тем, что такая тональность ощущения нынешней жизни часто проецируется подростком и на будущее. Таким образом, неудовлетворенность школьной жизнью, дефицит общения в семье и за ее пределами, равно как и восприятие подростками отношений учителей, родителей и вообще взрослых, может иметь далеко идущие последствия.

Чувство собственного достоинства, разрушенное и уничтоженное в детстве, вряд ли может быть возрождено или создано вновь. Дети и подростки, утратившие веру в себя, в добро и справедливость, в возможность исправиться и стать как все, как правило, самые трудные, несчастные.

Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, атмосфера близкого семейного окружения, годы учебы в школе во многом определяет душевный настрой подростка на будущее. Широкая информация общества о Конвенции должна способствовать устранению из нашего сознания авторитаризма, конфронтационности, нетерпимости к окружающим.

Утверждение идеи приоритета прав ребенка, защита его прав, в значительной степени, зависит от того, насколько хорошо люди осведомлены о своих правах, правах детей и о механизмах, которые имеются для обеспечения соблюдения этих прав. Их утверждение не только узко юридическая категория, она гораздо шире и в значительной степени наполнена психолого-педагогическим содержанием. Информирование и просвещение широких слоев населения о правах ребенка повышает уровень осведомленности общества, способствует воспитанию ценностей и установок, необходимых для соблюдения прав человека. Информационная и просветительная деятельность есть одна из форм утверждения нравственно-правовых норм в нашей жизни.

ООН, ЮНЕСКО в своих документах неоднократно подчеркивали эту важную роль информации и просвещения в утверждении прав и свобод человека. Информация и просвещение должны быть постоянным видом деятельности всех правительственных и неправительственных организаций.

Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который будет служить отныне мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества — детей.

Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка.

Что принципиально нового должна внести Конвенция не только в наше законодательство, но и в сознание?

Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как придаток своих родителей и других опекунов.

Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

Признавая ребенка самостоятельным субъектом права. Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды и жилища, но и предоставления всего этого в первую очередь, всегда в приоритетном порядке, детям. Какое значение имеет преподавание прав человека в условиях России?

Преодоление кризисных процессов, устранение низкой правовой культуры, попрание прав и свобод человека, конфронтация в обществе требует от всех государственных и общественных институтов (в том числе и образовательных учреждений) активных действий по утверждению законности, утверждению прав и свобод человека, гражданина.

Образование, направленное на осознание того, что такое права человека, демократия, ответственность, толерантность, а следовательно, взаимопонимание и мир становится жизненно важной потребностью.

Становление правового государства в нашей стране в значительной степени зависит от гражданско-правового образования, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве.

Овладение основами культуры прав человека должно рассматриваться как важнейший содержательный компонент образования. Оно будет способствовать не только формированию демократии общества, но и демократии разума каждого индивида, его ориентации в мире ценностей, формированию гуманистического стержня его жизнедеятельности.

Завтрашний день России во многом определяется тем, какое образование получит молодежь сегодня. Подготовка детей к жизни в демократическом обществе является сложной и ответственной задачей. Школа, родители, все взрослые люди несут ответственность за внедрение ценностей, необходимых для процветания демократии.

Поэтому необходимость преподавания прав человека, прав ребенка должна быть осознана на всех уровнях государственных и общественных институтов: общеобразовательная школа, высшая школа, средства массовой информации, неправительственные организации, родители, широкая общественность.

Будет ли способствовать обучение школьников правам человека, правам ребенка гуманизации общего образования в России?

Безусловно. Гуманистический подход к социальной и образовательной политике, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека. Конвенцией о правах ребенка и другими правовыми документами аккумулируют в себе принципы, выработанные человечеством в ходе исторического развития. Главная их направленность — признание человеческого достоинства, уважение жизни, права и свободы человека, равенство, неприкосновенность, братство, мир и согласие.

Эти документы обладают значительным образовательным и воспитательным потенциалом, они способствуют гуманизации образования, нацеливают учителя строить воспитательный процесс на гуманистических основах.

Пришло время поставить преподавание прав человека, прав ребенка так же широко, как и преподавание других предметов.

С какого возраста можно начинать знакомить ребят с правами человека, гражданина?

Ошибочно думать, что гражданско-правовое воспитание, нравственно-правовые понятия доступны только старшеклассникам. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. Некоторые понятия известны и доступны учащимся начальных классов и даже в определенной степени дошкольникам, поскольку первое практическое знакомство детей с этими понятиями начинается в семье. Наука свидетельствует, что в дошкольном возрасте и в начальных классах закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития личности.

Обратимся к заповедям различных религий. Все они проповедуют: «Почитай отца и мать своих. Не убий. Не укради…» Эти и другие заповеди Библии служат воспитанию нравственным нормам человека, которые одобряются обществом. По существу, нравственное воспитание, знакомство с правами человека в детском возрасте начинается с вопросов: «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

Обучение правам человека - процесс долгосрочный и осуществлять его следует на всех этапах обучения и воспитания ребенка.

Что может сделать школа в целях пропаганды и разъяснения Конвенции о правах ребенка?

Школа охватывает своим влиянием три самых ответственных периода в жизни человека, формировании его личности: детство, отрочество и юность. Внутренний мир человека в детстве развивается наиболее интенсивно. Происходит осознание себя как личности, осмысливается свое назначение и место на земле. В эти годы молодой человек развивается не только физически, но и формируется духовно, закладываются основы его взглядов, убеждений, ценностных нравственных ориентаций, жизненных планов. Вот почему с полным основанием можно утверждать, что в системе воспитания школа является ведущим звеном и именно на нее возложена особая ответственность за молодое поколение. Задача учителя создавать в школе такую обстановку, в которой было бы хорошо каждому ребенку и взрослому. Для этого учителю необходимо уметь создавать нравственно-правовое пространство для учащихся в воспитательно-образовательной деятельности школы.

Воспитание уважения к правам человека, основным свободам определено в Законе Российской Федерации «Об образовании» , определено в числе основных принципов государственной политики в области образования. Для его реализации введены правоведческие курсы, куда включены вопросы Конвенции о правах ребенка (см. в Приложении «Инструктивно-методическое письмо МО РФ 391/11 от 19 марта 1996 г.».

Специалисты считают, что преподавание прав ребенка следует вести в рамках специального курса, (а не в форме факультативов), дополняя его включением этой темы в другие предметы, систему классных часов и многообразные формы внеклассной работы.

Преподавание Конвенции в школе — самостоятельный предмет или интеграция в другие учебные дисциплины?

Вопросы преподавания прав человека, прав ребенка уже многие годы находятся в центре внимания многих стран мира. Они накопили определенный позитивный опыт. Он отражен в рекомендациях ЮНЕСКО и Совета Европы (см. первую часть данной книги). Их рекомендации сводятся к двум моделям:

  • изучение прав человека, прав ребенка как самостоятельный предмет или
  • их органичная интеграция в изучаемые учебные предметы. Наши зарубежные коллеги используют обе модели.

    Обучение правам человека, правам ребенка в отечественной школе является новой областью педагогических знаний и находится в начальной стадии становления. Однако уже первый опыт отечественной школы свидетельствует о применении этих моделей.

Ознакомление подростков с правами ребенка не приведет ли к тенденции «качать свои права», забывая о своих обязанностях?

Такое опасение имеет место. Оно было и у организаторов Всероссийского конкурса на тему: «Единство моих прав и обязанностей», проведенного в 1996 году. Однако деятельность педагогических коллективов в ряде школ опровергает такую возможность, если учащихся учат пониманию взаимосвязи прав и обязанностей. Подтверждением этому является и анализ сочинений участников конкурса.

Но больше всего способствуют закреплению осознания учащимися необходимости и неотвратимости единства прав и обязанностей сама атмосфера школьной жизни, нравственно-правовой уклад ее, разумные требования, защищенность школьника в отношениях «учитель-ученик».

Как в процессе преподавания Конвенции о правах ребенка способствовать формированию осознания единства прав и обязанностей?

Воспитательные задачи нельзя решить только запоминанием тех или иных моральных понятий. Необходимо включить школьников в разнообразные виды практической деятельности, в которых они приобретают опыт конкретных моральных поступков, отношений. Единство нравственного сознания и поведения, т.е. единство слова и дела, не возникает стихийно. Оно требует целенаправленной работы учителя, воспитателя. Видный отечественный педагог В.А. Сухомлинский, обращая внимание на воспитание единства слова и дела, подчеркивал:

«Нравственные истины, осознающиеся людьми как выражение добра, живут в поступках. Мораль активна только в действии, выражается во взаимоотношениях… Там, где мораль не живет в благородных поступках, бывает много пострадавших и с трудом находятся виновники. Нельзя забывать, что в школе мы имеем дело с детьми; их нравственное сознание только формируется, и именно в поступках происходит его становление. В школе должна царствовать атмосфера ярких, нравственно сильных поступков, убеждающих в том, что справедливые, благородные моральные истины и нормы торжествуют» .

Нравственное поведение характеризуется не только поступком, но и системой нравственных привычек. Чтобы выработать нравственные привычки, школьников следует постоянно включать в систему разнообразных нравственных отношений, формируя их личный опыт поведения в ходе общения с другими людьми (товарищами, взрослыми). Нравственные привычки укрепляются в деятельности, и в школе нужна специальная работа по воспитанию привычки поведения, выполнению положений, изложенных в статьях Конвенции о правах ребенка. Важными средствами такой деятельности являются процесс обучения, трудовая деятельность, игра, поручения и др.

Каким образом дети могут отстаивать свои права в повседневной жизни?

Одна из задач школы — научить детей и подростков умению отстаивать свои права. Для этого, прежде всего, необходимо воспитывать в детях чувство собственного достоинства, основанное на знании своих прав и обязанностей, и вызывающее цивилизованное противодействие нарушению этих прав. Кроме того, дети, подростки должны знать (учителям, родителям следует им в этом помочь), что существуют федеральные, региональные и местные государственные и неправительственные правовые и социально-психологические службы (Центры неотложной социально-психологической помощи детям и подросткам. Центры психологической поддержки и социальной реабилитации. Центры социально-трудовой адаптации подростков, правозащитные организации, телефоны доверия и др.), призванные защищать права детей. Они разрабатывают и осуществляют различные программы в интересах детей. Учителя, родители, дети должны знать адреса и телефоны таких организаций.

Не могут ли трудности и противоречия нашей жизни привести детей к разочарованию и сомнению в осуществление идей Конвенции?

Жизнь нашего общества, в том числе и детей, далеко не всегда соответствует нравственно-правовым нормам Конвенции. Часто в жизни дети сталкиваются с несправедливостью, неуважением к личности, жестокостью, нарушением законов, преступностью. Это может вызвать разочарование у детей, неверие в возможности утверждения норм правовой жизни.

Учителям, родителям следует объяснить, что Конвенция — это не только правовые нормы, модель справедливого общества, но и цель общества и каждого человека. Чтобы содержание этого прекрасного документа не осталось добрым пожелание, нужно всем государствам, ее подписавшим, всем людям-политикам, ученым, рабочим, крестьянам, учителям, врачам, родителям, каждому взрослому и ребенку приложить усилия по реализации идей Конвенции. От усилий каждого взрослого, каждого ребенка зависит, будут ли люди жить в мире и согласии, уважая друг друга. Только это может сберечь нашу цивилизацию, сохранить жизнь всех людей нашей планеты.

Сегодняшние дети — это взрослые XXI века. Семья, школа, общество должны помочь им сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем. Нельзя недооценивать значение детского опыта для развития ценностей демократического общества. Его сила и устойчивость во многом определяется тем, насколько хорошо эти ценности усвоены подрастающим поколением. Впоследствии, став взрослыми, молодые люди будут передавать демократические идеи и свойственные им нравственно-правовые нормы следующему поколению.

 

 

Поиск
Урок на всю жизнь
Профессия-учитель
Интернет - портал
Электронный журнал и дневник
Уважаемые родители, в связи с тем, что в нашей гимназии вводится в пользование электронный дневник, вы можете отслеживать успеваемость ваших детей на сайте Электронный журнал и дневник, зайдя под своим аккаунтом. По всем вопросам обращаться к администратору

Полезные ресурсы
Новости образования
Архив записей
Статистика

Статистика материалов

Новостей: 838
Файлов: 0
Фото: 1243
Форум: 1/1
Комментариев: 1


Зарег. на сайте

Всего: 6587
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0



Онлайн всего:
Гостей:
Пользователей:
Качают: файлов
Скорость: kb/s


ОК